Появление диких животных (медведь, волк, лось) на территории населенного пункта, производственного объекта, автомобильной дороги (далее антропогенные объекты) представляет опасность для здоровья и жизни человека так как поведение дикого животного не прогнозируемо. Появление диких животных на территории антропогенных объектов является объективным непрогнозируемым (по дате и времени) природным явлением. Потенциально и фактически на территорию любого антропогенного объекта может выйти дикое животное вне зависимости от его численности - даже, если особь обитает в единственном числе и временных рамок (нельзя, например, исключать факт случайности) — особенно если на территории антропогенного объекта есть возможность получения «легкой пищи в виде бесхозных и собак на привязи, а также свалок пищевых отходов».
С целью обеспечения безопасности граждан по фактам выходов диких животных на территории антропогенных объектов и предотвращения случаев нападения диких животных на людей, Министерство рекомендует муниципальным образованиям продолжать разъяснительную работу с населением о необходимости принятие гражданами превентивных мер по защите своего личного имущества, о соблюдении гражданами правил обращения с пищевыми отходами, а так же продолжать реализацию мероприятий по обеспечению безопасности людей на территории антропогенного объекта.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 13.12.1996 № 150ФЗ «Об оружии», граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней
2
необходимости. Источниками угрожающей опасности гражданину являются дикие животные, например при их появлении на территории населенного пункта и угрозе жизни и здоровью человека. При крайней необходимости или в состоянии необходимой обороны применение гражданами огнестрельного оружия в отношении дикого животного не является правонарушением.
Обязанность применения оружия в отношении животных (не только диких животных) на территории населенного пункта возложена на органы внутренних дел. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан (подпункт 2 пункта З статьи 23 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 343).
В нашем регионе остаются распространенными случаями контакты диких животных с человеком в результате подкормки вышедших на автомобильные дороги (автомобильные дороги проходят через охотничьи угодья) медведей владельцами автотранспортных средств и их пассажирами. Информируем любая подкормка медведей человеком в естественной среде ведет к гибели животного. Медведь (как и любое животное) привыкает к месту подкормки и при очередном появлении в месте подкормки (а так же на сопредельной с местом подкормки территории) всегда будет представлять угрозу для здоровья и жизни человека.
Особенно обращаем Ваше внимание, что гражданами выход дикого животного на территории антропогенных объектов, воспринимается как ненадлежащая работа уполномоченных органов власти (которые должны и могут исключить выход дикого животного на территорию антропогенного объекта) - поэтому необходимо продолжать ведение разъяснительной работы с населением, направленной на принятие именно гражданами превентивных мер по защите своего личного имущества, соблюдения гражданами правил обращения с пищевыми отходами.
На территориях отдельных населенных пунктов есть условия для выхода диких животных (проведенные проверки подтверждают, что основная причина выхода диких животных доступность «легкой пищи в виде пищи, оставляемой гражданами, бесхозных и собак на привязи, а так же свалок пищевых отходов»), поэтому необходимо эти условия исключать.